Маячки эффективности склада
Оборот товаров на складе – показатель эффективности бизнеса. Безусловно, товар на складских полках говорит о хорошем финансовом положении и налаженном процессе закупки. Но когда накапливается много остатков и невостребованных товаров, это явный сигнал о том, что процесс закупки и продажи нуждается в оптимизации.
Актуальным вопрос с хранением товара становится у компаний, арендующих складские помещения конкретного метража – доплачивать за дополнительные площади им совсем невыгодно. Безусловно, покупатель желает видеть на полках максимальный ассортимент моделей и размеров – это несомненное конкурентное преимущество.
Но как организовать логистику, закупку и продажи таким образом, чтобы:
- во-первых, товар не залеживался на складе, а полки постоянно пополнялись новыми образцами детской обуви;
- во-вторых, количество складских остатков сократилось до нужного уровня;
- в-третьих, минимизировать остатки невостребованных размеров и непопулярных моделей, не проиграв в ассортименте.

Меры для повышения эффективности работы склада
В отношении детской обуви подобные моменты особенно важны, поскольку мода меняется довольно быстро: с каждым месяцем избавиться от складских остатков будет все сложнее и сложнее. Для торговли обувью характерна сезонность – этот фактор непременно следует учитывать и готовиться к смене линейки заранее. Маркетологи и логисты рекомендуют использовать для снижения количества складских остатков невостребованного товара некоторые методы и приемы, доказавшие на практике свою эффективность. При этом стоит учитывать специфику такого товара как обувь.
К примеру, переработать сырье или разобрать товар на комплектующие (что применимо для других категорий) в данном случае фактически невозможно, но есть другие способы:
- Повысить качество сервиса в точках продаж, улучшить работу консультантов и продавцов с покупателями (потенциальными и реальными). Важно заинтересовать покупателя именно в определенной модели обуви для детей, красочно расписав ее особенности и преимущества (крой, прочность, универсальность, качество ткани и материалов и пр.). Внимательный, настойчивый, грамотный продавец способен представить товар в максимально выигрышном свете, побудив покупателя совершить покупку;
- Устанавливать на не самые востребованные модели и размеры скидки большего формата, недели на востребованные. Финансовая сторона обычно играет важную роль, и когда необходимо уложиться в запланированный бюджет, покупатель остановит свой окончательный выбор именно на модели более доступной по цене. Акцентировав внимание на этом факте (особой выгоде покупки), можно достаточно быстро избавиться от остатков, если цена будет реально «бросовой».
Продажа невостребованной модели в комплекте с ходовой при привлекательной цене этого комплекта существенно повышает вероятность покупки; - Оптимизировать систему закупок. Организация закупки на базе статистических данных реализуемой продукции.
Не самые покупаемые позиции представлять в минимально возможном количестве и размерах для полноты линейки и визуального эффекта. Планирование рыночных колебаний и бизнес-прогнозы для того, чтобы должным образом распределить приход и расход товара; - Проводить всевозможные заманчивые для покупателя акции. Например, при приобретении 2 пар детской обуви от производителя «СандоС» (определенных размеров и моделей) клиент получает подарок, скидку, бонусы или подарочную карту. Или 2 пары обуви по цене одной; первая пара по полной цене, а вторая со скидкой 50 % – вариаций может быть много, главное, включать в эти предложения модели из не самых популярных коллекций, от которых следует поскорее избавиться;
- Сезонные распродажи. Лучше отдать такой товар по низкой цене, нежели все больше забивать склад. Предпочтительно устраивать распродажи до появления новых коллекций на складе;
- Если товар все же не реализован, возможно, стоит подумать о некой PR акции, направленной на улучшение и укрепление имиджа компании на рынке – подарить часть продукции из складских остатков нуждающимся семьям, детским специализированным учреждениям и интернатам. В данном случае вложения «конвертируются» в хорошую репутацию и благоприятное отношение потребителя.
Словом, сократить количество остатков на складе реально и в довольно сжатые сроки. Главное, подойти к этому вопросу обстоятельно и прагматично, используя знания маркетинга, менеджмента и управления персоналом.